220004, г. Минск, ул. Кальварийская, д. 1, комн. 606
Россия, МО, г. Котельники, Дзержинское ш., вл. 7/7
C 2018 года начал действовать новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, разработанный специальной группой, созданной для улучшения таможенного законодательства под контролем Европейской экономической комиссии. Все пять стран-участниц союза активно работали над созданием новых законодательных актов, в процессе редактирования было внесено более двух тысяч правок. В новую редакцию было интегрировано около двадцати актуальных договоров после почти шести лет попыток внести коррективы в документы. По результатам работы в ТК ЕЭС вошли новые и улучшенные правила и методы таможенного дела, направленные на упрощение торговли и транспортировки, оформления и учета импорта и экспорта.
Важные изменения произошли в процедурах подачи декларации и выпуске товаров. Так как весь мир стремиться максимально автоматизировать работу структур и наладить между ними максимально быстрое сообщение, создав общую базу данных, было принято решение окончательно перейти на электронное декларирование без нужды в дополнительных бумажных документах. Теперь бумажные копии нужно предоставлять только по требованию представителей таможни в рамках управления рисками или при невозможности получить нужные сведения из инфосистем «единое окно» от прочих органов управления.
Также были существенно уменьшены сроки выпуска товаров и расширена практика предварительного таможенного декларирования перед ввозом товаров на территорию страны и до прибытия во внутренний пункт оформления. Кроме того, обновленный кодекс расширяет возможности декларирования в случае, если декларант по объективным причинам не может предоставить данные о товарах. Для организаций, специализирующихся на типовых поставках, введена практика периодического декларирования, когда одна декларация может заменить сразу несколько документов на различные партии товаров – это существенно упрощает таможенное оформление в РБ.
В соответствии с обновлениями таможенные органы могут проводить выборочный контроль и использовать систему управления рисками, а также существенно уменьшен объем форм таможенного контроля – теперь их семь вместо двенадцати в прошлой редакции. Кодекс заложил общее описание всех процедур и определил условия использования и перемещения товаров в процессе оформления, завершения, приостановления или прекращения процедур. Это дает всем участникам ВЭД прозрачные и вполне понятные условия. В документе отражены основные положения о процедурах в свободной таможенной зоне и на складе, которые ранее контролировались отдельными соглашениями между странами.
Около 70% от общего объема товаров, импортируемых на территорию РБ – транзитные товары таможенного союза, пересекающие страну и не реализующиеся в ней. По этой причине при разработке нового ТК было важно создать максимально комфортные условия для перемещения транзитных грузов. В новую редакцию внедрены возможности электронного предварительного информирования и упрощен порядок подачи данных по прибытии в пункт оформления. Кроме того, введен новый регламент мультимодальных перевозок несколькими видами транспорта и появилась возможность использования безтранзитной технологии, например, при перевозке в международный логистический центр.
Также были внесены существенные изменения в процедуру свободной таможенной зоны – теперь резиденты СЭЗ могут вывозить товары, помещенные под СТЗ, без завершения процедуры для создания технологических цепочек. Еще одно важное обновление – теперь появилась возможность снимать отдельные типы товаров с контроля при незавершенной процедуре СТЗ и отсутствии уплаты таможенных пошлин. В основном это относится к расходным материалам для строительства на территории СЭЗ и ремонта оборудования. Полезное изменение для резидентов СЭЗ – теперь у них есть возможность передавать товары, находящиеся под СТЗ, другим лицам для технического обслуживания, испытаний или ремонта.